Бухгалтерское услуги и сопровождение Вашего бизнеса с гарантией результата  |  Бухгалтерская компания  

+7 495 946 66 53

Позвоните сейчас и получите 

бесплатную консультацию
(Пн-Пт с 9:30 до 18:00)

Заказать  звонок

 

Тинькофф банк
  • 5 способов увеличить продажи вашего бизнеса без затрат на рекламу

Отзывы

Как влияют бартерные сделки и взаимозачеты на величину налога?

 Как влияют бартерные сделки и взаимозачеты на величину налога?Довольно часто возникают такие ситуации, когда два сотрудничающих предприятия являются друг для друга одновременно и поставщиком, и покупателем. В таких случаях бывает удобно обмениваться непосредственно товарами или услугами, минуя денежные расчеты. Задолженности друг перед другом при этом гасятся посредством проведения взаимозачета, для чего заключается письменное соглашение. Как правильно оформить подобные сделки, и как их учесть в расчете налога?

Бартер 

Бартер — это договор мены, заключив который, предприятия могут обмениваться товарами. Удобно меняться равноценными партиями товара, в этом случае компании после совершения обмена остаются не должны друг другу. Если же партии товара неравноценны, то соответствующая сторона должна доплатить деньгами.

К сделке по договору о бартере применяются правила, аналогичные купле-продаже. Заключается письменный договор, в котором обязательно указывается:

  • наименование товара и его характеристика;
  • количество;
  • стоимость;
  • срок исполнения (в целях безопасности предпочтительнее одновременный обмен);
  • переход права собственности.

Неоправданно заниженные цены на товар могут привлечь излишнее внимание налоговиков, которые могут доначислить налог.

Если в бартере участвуют не только товары, но и услуги — заключают смешанный договор, содержащий условия оказания услуг.

При расчете налога УСН доходом считается рыночная стоимость полученного товара, а датой получения дохода будет день его прихода.

Упрощенцы, применяющие систему «Доходы минус расходы» имеют возможность зачесть  в расход стоимость полученного товара, при условии его экономической обоснованности (товар должен быть нужен для ведения бизнеса). Суммой расхода будет стоимость товара, указанная в договоре мены. Предназначенный для перепродажи товар списывается по мере реализации, основные средства — с момента ввода их в эксплуатацию и далее, как положено, материалы — со времени их передачи в производство или с момента оплаты контрагенту.

Договор мены используется на практике не так часто, поскольку гораздо проще провести сделку взаимозачетом.

Взаимозачет

Отличие взаимозачета от бартера в том, что он проводится не по одному договору мены, а по двум и более договорам поставки (или оказания услуг), в одном из которых ваше предприятие является поставщиком, а в другом — покупателем. Задолженности друг перед другом дают основание для взаимозачета, т. е. для зачета взаимных обязательств. 

Для проведения взаимозачета должны быть соблюдены два обязательных условия:

  • однородность требований (чаще всего — денежная задолженность);
  • не осуществленный расчет за полученные товары или услуги (возникновение задолженности).

Оформить взаимозачет можно в одностороннем порядке. Нужно просто составить   заявление в свободной форме и отправить его контрагенту, желательно заказным письмом с уведомлением. С точки зрения безопасности (во избежание проблем с налоговой и с самим контрагентом) лучше провести взаимозачет в двустороннем порядке. Для этого в произвольной форме составляется акт взаимозачета, содержащий реквизиты документов, участвующих в сделках (договора, накладные, акты). Акт подписывается обеими сторонами.

При расчете «упрощенного» налога доходом считается стоимость товаров (услуг), по которой задолженность погашена. Датой получения дохода является дата подписания акта взаимозачета или отправления заявления. Списать стоимость товара по договору с контрагентом в расходы можно также после этого. 


Рекомендуем прочесть