Бухгалтерское услуги и сопровождение Вашего бизнеса с гарантией результата  |  Бухгалтерская компания  

+7 495 369 06 37

 +7 985 923 29 65

Позвоните сейчас и получите 
бесплатную консультацию
(Пн-Пт с 9:30 до 18:00)

Заказать  звонок

 

  • 5 способов увеличить продажи вашего бизнеса без затрат на рекламу

Отзывы

Новости

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ

Компенсация за использование личного автомобиля сотрудника не включает в себя расходы на ГСМ. Такие расходы можно отдельно учесть в базе по налогу на прибыль. В действующих нормативных актах нет указания на то, что расходы на ГСМ включены в компенсацию за использование личного автомобиля, аналогичные компенсационные выплаты за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях не включают в себя затраты на ГСМ, Трудовой кодекс разделяет компенсацию и возмещаемые расходы.

По мнению Минфина России компенсация за использование личного автомобиля сотрудника на работе включает в себя как расходы, связанные с износом автомобиля и его ремонтом, так и траты на ГСМ (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239). Поэтому стоимость ГСМ, возмещаемая работнику компанией, не включается в состав расходов для целей расчета налога на прибыль. Ведь, как известно, сумма компенсации за использование личного автомобиля и мотоцикла для служебных поездок нормируется законодательством, а стоимость ГСМ уже включена в сумму такой компенсации и, соответственно, не может повторно учитываться в составе расходов. Но разве суммы компенсации за использование автомобиля и возмещение стоимости ГСМ не самостоятельные выплаты, полагающиеся сотруднику при использовании личного транспорта в рабочих целях? Почему же тогда нельзя их вместе учитывать при налогообложении прибыли? Давайте разбираться.

К понятию компенсации относятся денежные выплаты, ус­та­новленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудо­вых или иных обязанностей, пре­дусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ). Причем компенсации не являются заработной платой работника.

В случае использования работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику полагается компенсация за эксплуатацию, износ (амортизацию) этого имущества, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. В свою очередь, размер таких выплат определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).

Отсюда можно сделать вывод, что при использовании личного транспорта в служебных целях работнику:

  • выплачивается компенсация за такое использование имущества;
  • возмещаются расходы, понесенные в связи с таким использованием.

Так как Трудовой кодекс отдельно не регулирует отношения работодателя и работника при использовании последним своего личного автотранспорта, то можно установить, что нормы статьи 188 Трудового кодекса применяются и к этим отношениям.

Налогообложение компенсации за использование личного транспорта

Налоговый кодекс устанавливает, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов) (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля (мотоцикла) для служебных поездок учитывают в пределах норм, уста­новленных Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (далее — Постановление № 92)), и составляют в месяц:

  • для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 рублей;
  • для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 рублей;
  • для мотоциклов — 600 руб­лей.

Понятно, что указанные суммы незначительны. Так, если считать, что они включают в себя расходы на ГСМ, то компенсация в размере 1200 рублей при средней стоимости бензина 33 рубля соответствует 36 литрам бензина, то есть примерно 300 километров проезда за месяц (при расходе топлива в размере 12 л на 100 км). Не стоит забывать, что в эту компенсацию еще должны входить амортизация, ремонт автомобиля и его техническое обслуживание.

В тексте Постановления № 92 не указывается, какие виды расходов включаются в компенсацию за использование личного автомобиля. Нет раскрытия состава компенсации и в нормах Налогового кодекса. Минфин России и раньше указывал, что, по его мнению, расходы на ГСМ включены в состав компенсации и не должны признаваться расходами по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). При этом финансовое ведомство ссылается на действовавший в то время документ — письмо Минфина России от 21 июля 1992 года № 57 (далее — Письмо № 57), касающееся условий выплаты компенсации работникам за использование ими личных автомобилей для служебных поездок. Причем пункт 3 Письма 57, действительно, указывал, что в размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат и на ГСМ.

Но Письмо № 57 утратило силу, а принятый новый документ (пост. Правительства РФ от 02.07.2013 № 563), регулирующий порядок выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием, прямо указывает, что возмещение расходов на приобретение ГСМ произ­водится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).

По мнению автора, сумма расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов не включает в себя расходы на ГСМ. Более того, расходы на ГСМ должны учитываться в составе расходов по следующим причинам:

  • в действующих нормативных актах нет указания на то, что расходы на ГСМ включены в компенсацию, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ);
  • аналогичные по своей сути компенсационные выплаты за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях не включают в себя затраты на ГСМ;
  • статья 188 Трудового кодекса разделяет компенсацию и возмещаемые расходы.

Рекомендуем прочесть

МинФин планирует изменить срок сдачи отчётности по НДС
МинФин планирует изменить срок сдачи отчётности по НДС

Министерство Финансов приступило к рассмотрению законопроекта, который должен внести изменения в главу 21 Налогового Кодекса. В частности, изменения коснутся порядка оформления счетов – фактур. В статью 169 НК РФ вносятся дополнительные положения, согласно которым, налогоплательщик теперь может указывать в счёте...

Факт ведения раздельного учета ЕНВД и УСН может стать решающим фактором

Федеральный налоговый регулятор дал оценку отнесения премии от поставщика к вмененному налоговому режиму при совмещении налогоплательщиком данного режима и упрощенной системы налогообложения. В вышеописанном случае налогоплательщик совмещает ЕНВД по розничной торговле и УСН по оптовой торговле тем же товаром. При...

ФНС прокомментировала изменения с 2013 года по порядку использования патентной системы

Федеральная налоговая служба России прокомментировала изменения с 2013 года по порядку использования патентной системы. Самое основное нововведение заключается в том, что если ИП изменил физические показатели начисленного и выданного патента (численность наемного персонала и т.п.), то предпринимателю необходимо подать заявление...

Бухучет медицинских товаров по импорту

Согласно действующей редакции п. 2 ст. 150 НК РФ от НДС освобождается ввоз на территорию РФ медицинских товаров, перечисленных в пп. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих для их производства. К ним относятся: медицинская...

Налоговая нагрузка на вмененке вырастет за счет налога на имущество
Налоговая нагрузка на вмененке вырастет за счет налога на имущество

С 3 квартала 2014 года компании, применяющие ЕНВД, будут платить налог на имущественные объекты с учетом, установленной для них кадастровой стоимости. Законодательными нормами предусмотрено использование данного принципа для объектов хозяйственной деятельности, которые используются для  размещения: торговых  зон; офисов; административных помещений;...