Бухгалтерское услуги и сопровождение Вашего бизнеса с гарантией результата  |  Бухгалтерская компания  

+7 495 369 06 37

+7 985 923 29 65

Позвоните сейчас и получите 
бесплатную консультацию
(Пн-Пт с 9:30 до 18:00)

Заказать  звонок

 

 

 

  • 5 способов увеличить продажи вашего бизнеса без затрат на рекламу


Отзывы

Изменение фамилии индивидуального предпринимателя. Последствия

Индивидуальный предприниматель в связи с вступлением в брак сменила фамилию. Следует ли ИП перезаключать договоры с контрагентами или заключать дополнительное соглашение при смене фамилии? Каков порядок изменения сведений в ЕГРИП, в данных налогового учета и учета во внебюджетных фондах (ФНС, ПФР, Росстат) в данной ситуации? Какие бумаги необходимо предоставить в банк, где открыт расчетный счет ИП?

Норма закона
 

П.п. «а» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке.

 
 

Индивидуальный предприниматель в течение 3 рабочих дней с момента изменения указанных сведений обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.

 
 
То есть в ИФНС.
Изменение паспортных данных
 

Однако в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, не позднее 5 рабочих дней со дня их получения (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Норма закона
 

Согласно п. 8 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение 5 дней со дня выдачи нового документа.

 
 

На основании этих сведений ИФНС сама внесет соответствующие сведения в ЕГРИП не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений.

 
 

По общему правилу при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, оформляется Заявление по форме № Р24001.

Заявление не оформляется
 

В п. 15. 1 Требований к оформлению Заявления (форма № Р24001), утвержденных приказом ФНС РФ от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, прямо указано, что в случае изменения паспортных данных (изменение данных паспорта гражданина РФ (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица)) и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя, заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, не оформляется.

Только для иностранных граждан

 

Лист А заявления «Сведения о данных индивидуального предпринимателя» заполняется в случае изменения (исправления) фамилии, имени, отчества, сведений о рождении только индивидуального предпринимателя - иностранного гражданина или лица без гражданства.

!
 

Оповещать органы внебюджетных фондов и статистики также не нужно.

Сведения направит 
ИФНС
 

Согласно п. 9 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1092, регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента внесения в ЕГРИП сведений о физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, бесплатно предоставляет указанные сведения в территориальные органы ПФР, региональные отделения ФСС РФ, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

Лист записи
 

С 4 июля 2013 года документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРИП при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе является лист записи по форме Р60009 (приказ ФНС РФ от 13.11.2012 г. № ММВ-7-6/843@).

Имя гражданина
 

Ст. 19 ГК РФ установлено, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

 
 

Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом.

Перемена имени
 

При этом перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Уведомление должников и кредиторов
 

Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Ваш случай
 

Следовательно, предприниматель должна в письменной форме уведомить должников и кредиторов о смене фамилии.

Договоры 
 

Вносить изменения в действующие договоры не нужно, поскольку, как указано в ст. 19 ГК РФ, перемена фамилии не является основанием для изменения прав и обязанностей гражданина, приобретенных под прежней фамилией.

Трудовой договор
 

Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются, в частности:

– наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

 
 

– сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

 
 

– идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

!
 

При этом наименование работодателя не относится к обязательным сведениям для включения в трудовой договор.

 
 

В то же время если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 97 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения.

 
 

Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями.

 
 

При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Трудовые книжки
 

В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69, в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии).

Изменение наименования работодателя

 

Если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись: «Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а в графе 4 проставляется основание переименования – приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

 
 

Индивидуальные предприниматели ведут и заполняют трудовые книжки в том же порядке, что и организации.

Ваш случай
 

То есть предприниматель должен издать приказ о переименовании предпринимателя (смене фамилии) и в вышеуказанном порядке внести запись в трудовые книжки работников.

 
 

Допсоглашения к трудовым договорам в данном случае желательны.

Банковский счет
 

Согласно главе 7 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» карточка с образцами подписей и оттиска печати представляется клиентом в банк вместе с другими документами, необходимыми для открытия счета.

 
 

Право подписи принадлежит клиенту - индивидуальному предпринимателю.

Карточка с образцом подписи

 

Карточка действует до прекращения договора банковского счета, счета по вкладу (депозиту), депозитного счета, либо до ее замены новой карточкой.

Новая карточка
 

В случае изменения фамилии, имени, отчества указанного в карточке лица клиентом представляется новая карточка.

 
 

Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом подписи.

 
 

Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов, кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает.


Источник: Журнал "АМБ-Экспресс"

Рекомендуем прочесть

Типовой устав можно использовать при регистрации ООО
Типовой устав можно использовать при регистрации ООО

В  правительстве продолжают вести работу над упрощением и ускорением государственной регистрации  компании.

Расходы на премии к праздничным датам и юбилеям

В некоторых организациях работникам выплачивают премии к праздничным, юбилейным или иным знаменательным датам. Такие премии обычно предусмотрены в трудовых, коллективном договорах или в локальных актах компании. Можно ли данные выплаты учесть в расходах? Минфин России считает, что премии в связи...

Аспекты бухучета при случаях травм на производстве

В письме от 06.05.2013 № 17-2/743 Минтруд указал, что обязанность страховщика или страхователя (в случаях, установленных федеральным законом) осуществлять обеспечение по страхованию возникает при наступлении страхового случая (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от...

Не принимается в бухучете счета-фактуры с недостающими данными

Минфин России рассмотрел вопрос о том, может ли организация принять к вычету НДС, если в счете-фактуре неверно указаны (в том числе из-за арифметических и технических ошибок) или отсутствуют стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога. Финансовое ведомство разъяснило, что принять...